infobaza.by / интервью / агробаза / в.павловский: "крестьянам за все приходится платить..."

В.Павловский: "Крестьянам за все приходится платить..."

Журнал "АгроБаза", №03-2008 г.

Часто можно слышать разговоры типа этого: «Да сколько же можно помогать этому сельскому хозяйству?! Селянам сколько ни дай — им все мало. И горючее им надо, и минеральные удобрения, и химикаты… Сколько новой техники сейчас выделяется, а когда приходит срок убирать картошку да овощи — всегда горожан просят помочь, и они едут, выполняя бесплатно эту трудовую повинность, в то время как на селе есть люди, которые и работать не хотят — лодыри и пьяницы. Почему кто-то должен работать за этих нахлебников? Почему промышленные предприятия ежегодно из своей прибыли должны отдавать по 2 процента в республиканский фонд поддержки сельхозпроизводителей? Когда, наконец, сельчане научатся сами зарабатывать деньги, перестанут просить помощи у государства, станут жить по средствам? Почему при такой весомой государственной поддержке села у нас неуклонно растут цены на продукты питания?»

К сожалению, такие разговоры приходится слышать и от вполне сведущих в экономике людей, владеющих информацией о том, что во всем мире сельское хозяйство дотируется. Тем не менее вопросы о целесообразности государственной поддержки возникают каждый раз, когда начинается очередной сельскохозяйственный год и село готовится к посевной. Однако почему-то мало кто обращает внимание на то, что именно в это время повышаются цены на горючее, минеральные удобрения, хотя объемы финансирования АПК на текущий год уже определены и лишней копейки они не получат. О том, как приходится выживать белорусскому селу в условиях диспаритета цен на продукцию сельского хозяйства и промышленности, корреспондент журнала беседует с заместителем министра сельского хозяйства и продовольствия Василием ПАВЛОВСКИМ.

 

- Василий Константинович, так сможет ли сельское хозяйство в ближайшей перспективе работать самостоятельно, без государственной поддержки?

— Я считаю, что сельское хозяйство Беларуси в ближайшие годы не сможет обойтись без государственных дотаций в силу объективных причин. В первую очередь это зависит от самого уровня ведения сельского хозяйства, экономики большинства сельхозорганизаций. Нынешнее финансовое состояние хозяйств не позволяет им перейти на самоокупаемость, а всему АПК республики — быть бездотационным. Это пока для нас отдаленная перспектива. Во всем мире, так или иначе, опосредованно или напрямую, сельское хозяйство в той или иной степени все-таки дотируется. Только выглядит это по-разному. У одних это дотация на минеральные удобрения и средства защиты, у других — обеспечение топливом и элитными семенами, у третьих — выделение техники в лизинг на льготных условиях.

Работа АПК на принципах самоокупаемости возможна при достижении рентабельности сельхозпроизводства не менее 40-42%, учитывая специфику отрасли. В Беларуси таких сельхозпредприятий пока только единицы. Поэтому Минсельхозпрод предлагает плавный переход АПК на самоокупаемость, постепенно уменьшая дотации. Главное, как мы считаем, сохранить плодородие почвы, потому что из земли мы получаем все, что необходимо для производства продуктов питания — картофель, овощи, зерно, корма для животных.

Перед нами поставлена задача: тем хозяйствам, которые уже успешно работают, государственная дотация, начиная с 2008 года, должна быть уменьшена на 50%, а с 2010-го они должны перейти на бездотационную работу. При этом предлагается внедрить так называемый нормативный метод, при котором уменьшаются дотации на развитие сельхозпроизводства. Помощь государства будет оказываться, но только перспективным сельхозорганизациям, то есть тем, которые смогут в ближайшее время дорасти до уровня высокоразвитых хозяйств.

При этом необходимо учитывать, что только 30% прибыли хозяйства получают за счет продукции растениеводства, на которую установлен госзаказ. Следовательно, для его выполнения государство обязано, как это принято во всем мире, авансировать будущие поставки сырья в счет госнужд. Такая практика применяется даже в западных странах, и это нормально. Авансы (а это обычно составляет 30-40% от стоимости госзаказа) выделяются, как правило, на закупку семян, минеральных удобрений, средств химзащиты. Рассчитываются с государством хозяйства готовой продукцией, сданной в счет госзаказа.

Выручки за животноводческую продукцию хозяйствам хватает лишь на то, чтобы оплатить энергоресурсы и выплатить людям заработную плату. На ремонт и приобретение техники, топлива селяне вынуждены брать займы, кредиты, ссуды у государства. Они тоже возвратные, причем с выплатой процентов за пользование ими. Так что сельским хозяйствам сейчас за все приходится платить, они вовсе не нахлебники у государства, как это некоторые считают. К примеру, на приобретение топлива к нынешней посевной сельхозорганизациям пришлось взять ссуду в размере Br250 млрд. А всего на закупку ГСМ на год селянам необходимо затратить Br550 млрд. Взятые взаймы у государства деньги необходимо будет обязательно возвращать. Топливо и ремонт техники — это вечные проблемы для белорусского села, и в последние годы мы научились с ними справляться самостоятельно. Централизованно денег на эти цели не выделяется, поэтому приходится использовать средства областных бюджетов и брать в банках кредиты на эти цели, чтобы потом с ними рассчитаться.

На начало текущего года из 1800 сельскохозяйственных организаций лишь 240 имели возможность подготовить технику за собственные средства, а 307 вообще не имели их на эти цели. Остальные 1253 хозяйства могут оплатить ремонт техники на 30-70% соответствующих затрат.

Если в 2004 году хозяйствам, для того чтобы приобрести один самый ходовой и востребованный трактор МТЗ-82, надо было продать 116 т зерна, то в декабре 2007 года — уже 134 т. Для закупки 1 т аммофоса хозяйства Беларуси в 2004 году продавали 2,722 т зерна, в декабре 2007 года, чтобы приобрести такой же объем аммофоса, потребовалось уже 3,944 т зерна. Стоимость одной тонны дизельного топлива в 2004 году была примерно равна стоимости 4,7 т зерна или 2,5 т молока; в декабре 2007 года уже нужно было продать за ту же тонну горючего 8,2 т зерна или 3,3 т молока — и это несмотря на то, что цены на молоко в декабре 2007 года были увеличены.

За 1 кВт электроэнергии в 2004 году хозяйствам достаточно было реализовать 0,53 кг зерна; в декабре 2007 года на это потребовалось уже 542 кг, то есть в сотни раз больше!

Такой диспаритет цен на продукцию сельского хозяйства и промышленности явно не хотят учитывать при рассмотрении вопросов о выделении средств на компенсацию затрат на приобретение ГСМ и минеральных удобрений. Между тем цены на продукцию сельского хозяйства растут не так быстро, как на промышленную, и, чтобы отстоять свои предложения по повышению закупочных цен, надо десятки раз согласовывать их в различных министерствах и ведомствах, порой биться «стенка на стенку», но все равно в итоге, увы, утверждается ровно половина того, что мы просим и аргументируем.

 

- Первые шаги к новым условиям хозяйствования сделаны в текущем году. Сельскохозяйственным организациям отменили надбавки к закупочным ценам на животноводческую продукцию, за счет которых они раньше в основном и приобретали удобрения и топливо. Как это повлияло на экономику хозяйств, подготовку к посевной?

— Действующие цены на молоко и мясо при росте цен на энергоносители не позволяют возмещать затраты на их производство. В хозяйствах растут убытки. Нечем рассчитываться за взятые кредиты на покупку топлива, а еще надо закупать минеральные удобрения. Поэтому сельхозпроизводители настаивают на немедленном повышении закупочных цен на животноводческую продукцию. Полученная таким образом дополнительная выручка, если цены на молоко будут повышены хотя бы на 5%, в объеме Br600 млрд, будет направлена на повышение плодородия почв. Всего хозяйствам республики в текущем году недостает более Br1,1 трлн, чтобы нормально провести посевную. Ставится также задача увеличить экспорт сельхозпродукции, чтобы заработать на этом и повысить закупочные цены на нее. Тогда и дотации для села уменьшатся.

Только прямое повышение закупочных цен на животноводческую продукцию с одновременным увеличением предельных отпускных цен на молоко и мясо может стать одним из путей достижения этой цели. Необходимо учесть также и то, что с момента посевной до сбора урожая в течение 7-8 месяцев хозяйствам приходится выживать только за счет реализации животноводческой продукции. Как предполагают наши экономисты, большого роста цен в магазинах на основные продукты питания не произойдет. Все останется на уровне процента инфляции.

Теперь несколько слов о посевной. Для успешного проведения нынешней посевной хозяйствам недостает определенного объема минеральных азотных и фосфорных удобрений. Это связано с тем, что отечественные химпредприятия не могут в полном объеме удовлетворить потребность в них. Поэтому принято решение закупить недостающее количество туков за пределами республики. подготовлен проект постановления Совета Министров о выделении ссуды на приобретение удобрений на сумму Br378 млрд. Есть проблемы и с поставкой калийных удобрений: ПО «Беларуськалий» в первую очередь выполняет обязательства по международным контрактам, а сельхозяйственные организации республики обеспечиваются по остаточному принципу.

Минсельхозпрод дополнительно просит выделить средства из бюджета республики хотя бы на частичную компенсацию затрат, вызванных ростом цен на минеральные удобрения, в объеме Br80 млрд.

 

- Как изменились подходы к распределению фонда поддержки сельхозпроизводителей в связи с необходимостью постепенного перехода к самофинансированию?

— Государственная поддержка в расчете на 1 гектар в Беларуси составляет $180, в России — всего $20. Поэтому, в связи с отменой надбавок к закупочным ценам, будут повышаться поэтапно сами закупочные цены на сельхозпродукцию с учетом роста материальных затрат на производство и выравнивания их с российскими. Более половины средств фонда будет направлено на реализацию крупных инвестпроектов: техническое переоснащение животноводческих ферм и комплексов, зернотоков, приобретение новой техники, а также на выполнение обязательств по старым долгам, кредитам и займам. Цель новых подходов к распределению фонда поддержки сельхозпроизводителей — более эффективное расходование средств. Они будут максимально унифицированы с российскими, чтобы господдержка была в двух странах примерно одинаковой. В настоящее время 40% средств фонда поддержки сельхозпроизводителей направляется на обновление техники, выплату ранее взятых кредитов и техническое переоснащение предприятий.

Кроме того, в текущем году будет меньше выделяться средств на техперевооружение перерабатывающих мясомолочных предприятий, так как за последние годы в этом направлении ими уже сделано немало и предприятия смогут вести модернизацию своими силами. Это же касается и приобретения новой техники, которую сельхозорганизации смогут закупать самостоятельно. Мы решили основные средства направить прежде всего на улучшение плодородия почв, закупку минеральных удобрений. Техники у хозяйств пока достаточно. За счет средств фонда поддержки сельхозпроизводителей необходимо осуществлять реализацию инвестпроектов, направленных на более эффективное производство. Важно создать высокотехнологичную базу в животноводстве и усилить интенсификацию растениеводства, увеличив выход товарной продукции из одной тонны сырья, чтобы получить более высококачественный и конкурентоспособный продукт.

Мы теряем до 30% собранного урожая, скармливая его скоту, так как не хватает хранилищ и производственных мощностей для переработки сырья.

Критерием экономической эффективности ведения хозяйственной деятельности базовых сельскохозяйственных организаций является уровень рентабельности по конечному финансовому результату, который к 2010 году должен составлять по каждой из них не менее 25%. Определено 60 базовых хозяйств, которые должны соответствовать эталону, каким является в настоящее время СПК «Агрокомбинат «Снов». По итогам 2007 года только в 20 сельхозорганизациях рентабельность производства составила свыше 25%, в 34 — от 10% до 25%, а в 6 хозяйствах — менее 10%. Речь идет о передовых базовых хозяйствах. Большинство же сельхозорганизаций, несмотря на хороший урожай зерна в прошлом году, сработали «по нулям», и поэтому без государственной поддержки обойтись не смогут. Получив ее, хозяйства произведут стране вдвое-втрое больше продукции, отработав помощь сполна.

Беседовала
Татьяна НИКОЛАЕВА
 
 
 
Читайте также:
Все новости