Белорусская строительная неделя 2018
infobaza.by / автоспорт / ралли-рейд "лиссабон - дакар 2007"

Ралли-рейд "Лиссабон - Дакар 2007"

"АвтоБаза", №2-2007

Белорусский экипаж на финише 'Ралли-рейда' В конце января завершилось главное раллийное событие года — двухнедельный марафон "Лиссабон — Дакар 2007". Нынешний “Дакар” оказался во многом не похож на предыдущие. С первых минут стало ясно, что короткие и очень сложные европейские этапы были рассчитаны на то, чтобы сразу “выбить из колеи” слабых, ведь впереди ждала бескрайняя Африка, где сложностей неизмеримо больше. Для Беларуси же эта гонка примечательна в первую очередь тем, что впервые за всю историю ралли-рейда в нем принимал участие наш экипаж.

"Дакар-2007" стартовал из столицы Португалии Лиссабона 6 января. За две недели марафона участники преодолели более 8500 километров, пересекли Испанию, Марокко, Мавританию, Мали и 21 января финишировали в столице Сенегала Дакаре.

Белорусский пилот Сергей Шкель и латвийский штурман Александр Иннусс успешно финишировали в гонке. Они выступали под 388-м номером на внедорожном автомобиле "Оскар" в составе латвийской команды "Riga Rally Raid Team", но под белорусским флагом. С.Шкель и А.Иннусс

Вернувшись в Минск, С.Шкель поделился своими впечатлениями с прессой.

Оценивая в целом итоги гонки, он отметил, что для первого раза выступление можно считать успешным хотя бы потому, что доехать до финиша не всегда удается даже чемпионам мира. "Конечно, 105-е место нас не особенно устраивает, но для себя мы считаем главным успехом то, что выдержали гонку и не сошли с дистанции", — подчеркнул пилот. В этом с гонщиком сложно не согласиться, особенно с учетом того, что из 515 стартовавших в Лиссабоне до Дакара добрался лишь 301 участник.

Поначалу белорусскому экипажу было тяжело влиться в ритм ралли-рейда. "Плохо также, что потеряли время на начальных этапах в Европе из-за технических проблем. В целом от европейских этапов никто таких сложностей на трассе не ожидал. Оказалось, что европейские этапы с гористой местностью были достаточно коварными. А в целом шансы были неплохие", — отметил белорусский пилот.

Уже в Европе начались сложнейшие спецучастки, проходящие по горам, были и резкие перепады, и очень опасные повороты с обрывами, встречалось большое количество огромных камней. На одном из таких участков Шкель не заметил пень старого дерева, из-за чего автомобиль отбросило в сторону, и он повис над пропастью. Удар был таким сильным, что у "Оскара" вырвало заднее правое колесо. Предстояла нелегкая задача: поставить колесо на место с помощью подручных средств. Кое-как установив колесо (оно фактически было привязано веревками), экипаж очень медленно добрался до финиша. Причем помогли не только коллеги-латыши, но и португальская дорожная полиция, которая поначалу высказала свои претензии, а в итоге полицейские с включенными мигалками сопровождали буксируемое авто до конца автобана.

На первом африканском этапе у белорусского экипажа на трассе возникли технические проблемы с автомобилем. В их "Оскаре" перегрелся задний редуктор, и после небольшого ремонта ребята отправились дальше. Через некоторое время другая команда попросила С.Шкеля помочь вытянуть машину, увязшую в песке. Наш тандем попытался помочь, но при этом сам попал в песчаную ловушку. Из-за этого экипаж потратил много времени на собственную эвакуацию.

Марокко — опять горы, и горы очень серьезные. Временами приходилось ехать очень большие участки по каменоломням, где, по словам Шкеля, "надо испытывать бронетранспортеры, а не спортивные машины". А затем начались песчаные дюны, которые также принесли немало хлопот. Неоднократно белорусам финишировать приходилось уже ночью. Кроме того, не было быстрой “технички”, которая следовала бы за ними по трассе.

Один из сложнейших спецучастков располагался на 8-м этапе — в Мавритании. Его протяженность составляла 589 километров, много острых камней. Наши гонщики решили через горы обойти узкий участок трассы, где скопилось много участников. Правда, пользы этот маневр принес немного — было потеряно 6 часов, а экипажу пришлось вернуться к тому же месту, где было принято решение об объезде. Возвратившись, белорусский экипаж встретил своих литовских коллег Аурелиюса Петрайтиса и Шарунаса Палиокаса, которым некоторое время помогал решать возникшие технические проблемы и передвигаться по трассе. В итоге белорусам удалось добраться до финиша лишь к утру следующего дня, незадолго до начала следующего этапа. Вообще же гонщикам приходилось проводить в движении не меньше 16 часов в день, а личный рекорд нашего экипажа — 52 часа езды без остановки.

Высокую оценку получила работа нашего штурмана на "Дакаре" латыша Александра Иннусса, которому удалось не допустить ни одной ошибки в навигации. Вместе с тем, планируется, что в будущих соревнованиях в качестве штурмана Шкеля будет сопровождать белорус Владимир Мотуз, который в нынешнем году прекрасно зарекомендовал себя как техник и инженер команды. "Мы готовы к варианту экипажа в чисто белорусском исполнении", — подчеркнул С.Шкель.

Белорусский пилот также отметил высокий уровень подготовки российских гонщиков. Россия была представлена на "Дакаре" 5-ю экипажами на автомобилях и 3-мя экипажа на "КАМАЗах". "Очень приятно было наблюдать за командой "КАМАЗа", который, как временами казалось, приехала поддерживать вся Россия. Поэтому очень жаль, что с трассы был вынужден сойти Чагин. В целом я понял, что Советский Союз как был, так и остался, во всяком случае, на "Дакаре", где нет никаких границ и паспортов, но есть полное взаимопонимание", — сказал Шкель. Салон автомобиля 'Оскар'

Белорусам, по его мнению, вполне по силам выставить для участия в "Дакаре" собственную полноценную заводскую команду. "Хотелось бы, наконец, в числе участников "Дакара" увидеть и Минский автозавод, команду которого там очень ждут. У МАЗа есть все возможности для участия в "Дакаре", — отметил С.Шкель и добавил, что, по большому счету, в классе грузовиков из серьезных заводских команд, кроме МАЗа, все уже представлены. По его мнению, “либо на МАЗе эту идею родят сейчас, либо не родят никогда”.

В итоге белорусскому экипажу удалось достойно пройти все испытания, добраться до финиша и в последний день сделать круг почета вокруг Розового озера. В следующем году белорусские гонщики снова планируют отправиться на этот престижный автотурнир. Правда, в этом вопросе многое будет зависеть от зарубежных спонсоров и их оценки выступления команды в нынешнем году (в этом году генеральным партнером экипажа выступила датская компания "Bang & Olufsen"). "Нам, конечно же, хотелось бы ехать дальше", — резюмировал С.Шкель.

С.шкель и В.МотузСтоит отметить, что нынешний "Дакар" получился одним из самых драматичных за всю свою историю. К сожалению, вновь не обошлось и без трагедий. Каждый год на "Дакаре" гибнут люди, и в 2007-м печальная традиция нашла свое продолжение. На четвертом этапе в результате аварии погиб 29-летний южноафриканский мотогонщик Элмер Симонс, а на четырнадцатом умер его коллега — 42-летний француз Эрик Обижу, у которого остановилось сердце в 15 километрах до финиша этапа. Всего за 29-летнюю историю ралли-рейда "Дакар" унес жизни в общей сложности 47 человек, в том числе 25 участников. Были на минувшем марафоне и серьезные аварии, которые, к счастью, обошлись без человеческих жертв, но заставили серьезно понервничать.

В целом же "Дакар-2007" в очередной раз подтвердил репутацию одной из самых непредсказуемых гонок — ведь, как считают специалисты, если бы не огромное количество аварий, скорее всего, во всех трех классах нынешнего "Дакара" были бы совсем другие триумфаторы.

 
ДАКАР-2007. ПОБЕДИТЕЛИ И ПРИЗЕРЫ В КЛАССАХ:
 
Грузовики
1. Стейси/Готлиб/дер Киндерен (Нидерланды/Бельгия/Нидерланды, MAN) — 54 часа 3 мин. 5 сек.
2. Мардеев/Беляев/Николаев (Россия, "КамАЗ") — 57: 13.57
3. Лопрайс/Гилар (Чехия, Tatra) — 58: 48.35…
Легковые автомобили
1. Петрансель/Коттре (Франция, Mitsubishi) — 45: 53.37
2. Альфан/Пиккар (Франция, Mitsubishi) — 46: 01.03
3. Шлессер/Деброн (Франция, Schlesser) — 47: 27.34…
 
Мотоциклы
1. Депре (Франция, KTM) — 51: 36.53
2. Касто (Франция, KTM) — 52: 11.12
3. Блэйс (США, KTM) — 52: 28.59…
 
 
Алексей Лебедев 
Ссылки по теме:
 
 
Смотрите также: